Посты

О постах и трапезе

74

 

 

1Vareniki_z_kapustoyi_grechka_z_gribami_t..smetani_ta_alkogolyi_1302511560

PostMenu

Многодневные посты

Великий пост – с 5 (18) марта по 21 апреля (4 мая)

Петров пост – с 18 июня (1 июля) по 28 июня (11 июля)

Успенский пост – с 1 (14) августа по 14 (27) августа

Рождественский (Филиппов) пост – с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января 2014 года)

Однодневные посты

Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок

Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) – 5 (18) января

Усекновение главы Иоанна Предтечи – 29 августа (11 сентября)

Воздвижение Креста Господня – 14 (27) сентября

Сплошные седмицы

Святки – с 25 декабря (7 января) до 5 (18) января

Мытаря и фарисея – с 11 (24) февраля по 17 февраля (2 марта)

Сырная (масленица) – с 26 февраля (11 марта) по 4 (17) марта

Пасхальная (Светлая) – с 22 апреля (5 мая) по 28 апреля (11 мая)

Троицкая – с 10 (23) июня и по 16 (29) июня

О трапезе в праздники

По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Дни особого поминовения усопших

Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову – 28 января (10 февраля)

Суббота мясопустная – 24 февраля (9 марта)

Суббота 2-й седмицы Великого поста – 17 (30) марта

Суббота 4-й седмицы Великого поста – 31 марта (13 апреля)

Радоница – 1 (14) мая

Поминовение усопших воинов – 1 (14) мая (перенесено с 26 апреля (9 мая))

Суббота Троицкая – 9 (22) июня

Суббота Димитриевская – 20 октября (2 ноября)

Не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжение Святок, с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января; в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 29 августа (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня – 14 (27) сентября.

Пост в жизни

Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает верный, руководимый и укрепляемый Святым Духом, чтобы избавиться от ига греха и господства страстей, и чтобы самоотверженно следовать воле Господней. Чтобы жить во Христе и быть живым членом Его Тела, которое есть Церковь.

В этом подвижническом усилии особо значительное место занимает пост. Он представляет собой одно ив самых действенных орудий в нашей духовной борьбе. Об этом свидетельствует слово Божие. Это открывается нам из жизни святых. Так верит и учит наша Церковь, воспринимающая пост как одно из своих древнейших и священнейших установлений.

Однако пост, как и другие церковные установления, в особенности в наши дни, находится в опасности потерять свой смысл или стать бесполезным! И, к сожалению, это случается и среди многих из тех христиан, которые ревностно хранят и в точности исполняют установления Церкви.

Итак, одни христиане — или по незнанию, или по небрежности — недооценивают значение поста и не соблюдают его. Другие до какой-то степени хранят его, но делают это формально. У них нет необходимого понятия о его глубинном значении, нет знаний о том, что касается поста и что нужно знать сознательному верующему. Таким образом, соблюдение поста превращается в формальное действие, не имеющее того глубокого смысла, который вложен в него верой и опытом Церкви.

Архимандрит Симеон Куцас

 

 

ССЫЛКА НА ИНФОРМАЦИЮ:  >>> О ПОСТЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИИ <<<  И НЕ ТОЛЬКО.

 

 

Из другого источника: сайт Википедия.

Пост в христианстве. Значение поста

В христианстве пост — форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост — ограничение в пище; душевный пост — ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост — борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.

Самое главное — нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост — не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Наиболее строгие посты в православии и в исламе, в католицизме и англиканстве их число незначительно. Наиболее древним и распространённым обычаем является пятничное соблюдение поста, о котором упоминают уже Климент Александрийский и Тертуллиан.

Пост в христианской Церкви имеет различные, зачастую взаимодополняющие значения:

  • Покаяние. Практика покаяния с постом известна ещё с ветхозаветных времён. Так, царь Давид постился после того, как пророк Нафан обличил его в грехе (2Цар.12).Ниневитяне наложили на себя строгий пост после проповеди пророка Ионы (Ион.3).
  • Прошение. Существовала практика поста ради прошения Бога о чём-то. Так, книга Деяний сообщает (Деян.27), что путешественники, попав в бурю, постились (как христиане, так и язычники), причём это описано как совершенно очевидная вещь, не требующая особых пояснений.
  • Как частный случай предыдущего пункта можно отметить пост просвещаемых и за них. В древней Церкви крещение новых членов Церкви было не частной требой, а делом всей общины (впрочем, такая же практика сейчас и в Католической Церкви, при крещении взрослых людей). Крещение совершалось обычно на великие праздники, в первую очередь — на Пасху. За какое-то время до крещения просвещаемые постились. Молились за них и постились и члены Церкви. Это считается одним из оснований, на котором возник потом Великий пост.
  • Иисус Христос постился в пустыне 40 дней. Ещё одним основанием для 40-дневного Великого поста явилось подражание в этом Иисусу. Церковь справедливо рассудила, что если безгрешный Христос счёл нужным поститься, тем более это нужно грешным членам Церкви.
  • Пост в дни скорби. Этот тип поста также известен с давних времён. Уже в Дидахи, раннехристианском произведении I века, говорится о посте в среду и пятницу всего года, как днях, связанных с крестными страданиями Спасителя. С течением времени восточная Церковь удержала оба этих постных дня; в Римско-католической практике остался один день — пятница. Особо строгим постом выделяется Великая Пятница, как день, в который Христос претерпел крестные муки. В Православной Церкви к числу дней поста относятся также Воздвижение Креста Господня (ещё одно воспоминание крестных мук Спасителя) и Усекновение главыИоанна Крестителя.
  • Аскетический пост. Ещё одно из значений поста — аскетическое, т.е., пост ради очищения от страстей, умения сдерживать свои плотские желания и т.д.
  • Пост перед праздниками. Существовал также обычай поститься накануне великих праздников, чтобы этим лучше подготовиться к встрече праздника.

У ранних христиан

Христиане постились чаще иудеев, но образ их поста был почти тот же, то есть носил на себе обыкновенные знаки сетования. Существенное правило поста состояло в том, чтобы не есть более одного раза в день, вечером воздерживаться от вина, сладкого и питательного, проводить день в уединении и молитве. В книге «Пастырь», весьма уважаемой древними, говорится, что в день поста с самого утра надо уходить на молитву, не вкушая ничего, кроме хлеба и воды, и раздавать нищим избытки своего имущества. Действительно, с постом всегда соединялась раздача милостыни. Самый пост служил средством к тому, убавляя часть дневного расхода. Питие прежде ужина считалось нарушением поста. Некто из святых, идя на мучение, отверг напиток, который ему поднесли для укрепления сил, говоря, что еще не пришло время прервать пост. Это было в пятницу в 10 ч. утра. В первых веках церковный пост у христиан был один, который предшествовал Пасхе, то есть Великий Пост(Тертуллиан, «О посте»). Церковь соблюдала его в память страданий Иисуса Христа, прилагая к себе сказанное Им: «Когда отнимется у них Жених… тогда будут поститься» (Матф. 9:15). Прочие посты тогда были произвольными (Тертуллиан, «О посте»): пост в среду и пяток каждой седмицы, подобно Великому Посту, основывался на страданиях Иисуса Христа, поскольку в среду составлен был против Него иудеями совет, а в пяток Он умер.

Эти посты отличались между собой длительностью, которая была троякой. Посты в среду и пяток продолжались до 9-го часа или по нашему до трех часов вечера, почему и называли их полупостами. Пост в Четыредесятницу оканчивался вечернею, то есть в шесть часов к закату солнца. Еще был сугубый пост или полное говение, когда целые сутки проводили без пищи. Так говели в Великую Субботу, некоторые к ней присоединяли Великую Пятницу, иные так проводили три дня, иные четыре, некоторые все шесть дней Страстной седмицы — каждый сколько мог. Этот сугубый пост в Испании соблюдали каждую субботу и, сверх того, раз в каждом месяце, кроме июля и августа. Причина, почему постились до 9-го часа, заключалась в память часа смерти Иисуса Христа, а до вечера — в воспоминании Его погребения (Тертуллиан, «О посте»).

Степени воздержания были также различны. Одни ели все только в сыром виде, другие держались сухоядения (Тертуллиан, «О посте»), воздерживаясь не только от мяса и вина, но и от плодов винных и сочных, употребляя с хлебом только орехи, миндаль и т.п., иные довольствовались хлебом и водою. Сухоядение одобряемо было особенно во время гонения, как приготовление к мученичеству (Тертуллиан, «О посте»). Некоторые, кроме Страстной седмицы, ничего не вкушали в продолжение многих дней и нередко даже до 10-й зари, как говорит Лукиан. В эти необыкновенно продолжительные посты входили и воскресенья, в которые законом запрещено было поститься. В первых веках Христианства, хотя были еще в Греции и Риме люди, занимавшиеся разными телесными упражнениями для укрепления тела, но гораздо более было таких, которые вредными для здоровья пороками ослабляли тело и рано старели. Однако среди развращения, которыми исполнены были Египет и Сирия, появлялись великие постники, которые жили гораздо дольше других людей. Правда, в теплых странах пост не столь тягостен, но наблюдались необыкновенные примеры воздержания в Галлии и еще более холодных странах, притом спустя более 100 лет уже после апостолов, ибо многие из великих подвижников следовали древнему образу пощения.[1]

Христиане, подобно иудеям, взирали на пост, как на время сетования. Правда, иудеи налагали его на себя часто в изъявление естественной скорби, причиненной потерею любимой особы или другим каким-либо временным бедствием. Но христиане, все прилагая к духовным вещам, употребляли эти внешние знаки сетования для возбуждения в себе печали, созидающей спасение (2 Кор. 7:10), то есть покаяния в грехах. Св. Киприан учит, чтобы грешник оплакивал смерть души своей, по крайней мере, как потерю любимой особы («О падении»), а свят. Иоанн Златоуст в слове «О умилении» употребляет то же сравнение. Сверх того, пост считался полезным для предотвращения искушений, как изнуряющий тело и подчиняющий его духу. Посему-то постящиеся избегали всякого рода удовольствий, даже позволенных. Все более обыкновенного становились уединеннее, молчаливее, в церкви усерднее, в молитве и чтении прилежнее.[1]

В православии

Разъяснения о постах даются в ТипиконеНомоканонеМинеи, Триоди и Часослове. Однако большинство правил содержится в Типиконе и Номоканоне.

Практика православных постов невероятно развита — по традиционному церковному юлианскому календарю в отдельные годы число постных дней доходит до двухсот. Они приурочены к православным праздникам, образующим годовой богослужебный круг, и делятся на многодневные и однодневные.

Под постом в указанных источниках понимается полное воздержание от пищи в течение светлого времени суток. Поэтому субботы и воскресения Великого поста и первые три дня Страстной седмицы, когда положена Литургия и трапеза после неё, не считаются постными днями, несмотря на недопущение в эти дни скоромной пищи. По этой же причине Литургия преждеосвященных даров, Литургии Страстного Четверга, Великой Субботы, Кануна Рождества и Богоявления соединяются с вечерней(хотя в настоящее время служатся, как правило, в первой половине дня, фактически упраздняя — по икономии — положенный пост).

По строгости в употребляемой трапезе (одной в день, ближе к его концу, по монастырскому уставу — после вечерни) посты имеют несколько степеней (ср. с понятием «воздержание» в католической практике):

  • пост «с ядением рыбы»: растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется растительным маслом, рыбой и рыбными продуктами;
  • пост «с ядением сварения с елеем»: горячая растительная пища с растительным маслом;
  • пост с «с ядением сварения»: горячая растительная пища без масла;
  • пост с «сухоядением»: холодная неварёная растительная пища без масла, неподогретое питьё;
  • строжайший пост: полное воздержание от пищи, допустима только вода.
Календарь постов и трапез[4]
Периоды Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
с 14 сентября[5]
Осенний мясоед
сырая
без масла
сырая
без масла
с 28 ноября до 7 января
Рождественский пост
до 19 декабря варёная
без масла
рыба сырая
без масла
рыба сырая
без масла
рыба рыба
20 декабря —
— 1 января
варёная
без масла
варёная
с маслом
сырая
без масла
варёная
с маслом
сырая
без масла
рыба рыба
2—6 января сырая
без масла
варёная
без масла
сырая
без масла
варёная
без масла
сырая
без масла
варёная
с маслом
варёная
с маслом
Зимний мясоед
(Святки, Мытаря и фарисея, Масленица)
рыба рыба
март—апрель
Великий пост
сырая
без масла
варёная
без масла
сырая
без масла
варёная
без масла
сырая
без масла
варёная
с маслом
варёная
с маслом
Весенний мясоед
(ПасхаТроицкая седмица)
рыба рыба
июнь — до 12 июля
Петров пост
сырая
без масла
варёная
без масла
сырая
без масла
варёная
без масла
сырая
без масла
рыба рыба
Летний мясоед сырая
без масла
сырая
без масла
14 — 28 августа
Успенский пост
сырая
без масла
варёная
без масла
сырая
без масла
варёная
без масла
сырая
без масла
варёная
с маслом
варёная
с маслом

Помимо этих постов, соблюдаются ещё еженедельные посты по средам (день воспоминания о предательстве Иуды и аресте Иисуса) и пятницам («пяткам») (в память о крестных страданиях и смерти Спасителя) весь год. Но в некоторые среды и пятницы пост отменяется, то есть разрешается есть мясную пищу всю неделю. Такие недели называются «сплошные седмицы»:

  • Пасхальная седмица — неделя после Пасхи;
  • Троицкая седмица — неделя после Дня Святой Троицы;
  • Святки — с 7 января до 18 января, то есть 12 дней от Рождества Христова до Богоявления (Крещения), кроме последнего дня — Крещенского сочельника;
  • седмица мытаря и фарисея — за две недели до Великого Поста;
  • Масленица (без мяса) — неделя перед Великим постом.

Имеются также однодневные посты, в которые разрешается пища с растительным маслом:

В дни поста воздержание должно быть всестороннее: от житейских развлечений и увеселений, употребления спиртного, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций. В течение постов и постных дней в Церкви не совершается таинство браковенчания, но не по причине воздержания от супружеских отношений (т.к. по апостолу Павлу, «муж и жена сами себе довлеющие судьи»), а по причине невозможности устроения праздничного стола с непостными яствами[источник не указан 91 день]. В прошлом во время поста не работали театры, не подавали спиртное в трактирах, не давали балов и приёмов.

Перед причащением верующие соблюдают короткий пост — говение, который непосредственно не закреплён в Священном Писании или церковных канонах.[6]

На соблюдение в определённые дни по личной потребности более строгого поста, чем определено Церковным Уставом, необходимо взять благословение у своего духовника. Например, некоторые благочестивые православные по благословению своих духовников целый год по средам и пятницам ничего не едят до трёх часов дня, то есть до того, когда Иисус на кресте предал свой дух в руки Отца. Другие в подражание иноческому уставу с благословения священника соблюдали пост по понедельникам, называющийся «ангельским постом», так как каждый понедельник в воспоминание дней Творения посвящён ангелам.

Намеревающимся вступить в брак также рекомендуется воздержание от «скоромной» пищи в течение определённого срока. Дополнительный пост соблюдался, если на верующего налагалась тайная или публичная епитимья, причём, иногда длительное время, например, для колдунов, лиц, недавно перешедших в православие или бывших сектантов.

В правилах поста Православной Церкви, указанных в Типиконе и Номоканоне, в большинстве случаев строгость поста различна для монахов и мирян.

К посту нужно подходить разумно. Миряне должны стремиться к выполнению правил, но в некоторых случаях возможно послабление, на которое необходимо испросить благословение священника; а больным, людям, занятым тяжёлым физическим трудом и путникам, Церковным уставом делаются необходимые послабления. Беременные и кормящие женщины, как правило, с благословения священника от поста освобождаются (питание в соответствии с указаниями врача). Так и дети до семи лет не постятся, но несмотря на это, родителям нужно постепенно приучать их к посту (например, от молочного, сладостей или весёлых игр), чтобы по достижении ими семилетнего возраста им было легче начинать поститься.

В источниках зафиксированы также случаи неоднократных соблюдений общественных («нарочитых») постов, к которым Русская Православная Церковь призывала мирян в годы лихолетья, когда страну поражали стихийные бедствия, повальные болезни, неурожаи, смуты и войны. Например, в 1395 г., когда для защиты от Тамерлана в Москву был принесён чудотворный образ Владимирской Богоматери, везде стали поститься. Эта традиция продолжилась до ХХ в. — в августе 1915 г. и в 1918 г., во время новой «смуты», Первой мировой войны, по благословению патриарха Московского и всея Руси Тихона.

Подвиги поста (аскезы)

Перейти к верхней панели