Великие и двунадесятые праздники

ПАСХА ХРИСТОВА — 22 апреля (5 мая)

Двунадесятые переходящие праздники

15 (28) апреля – Вход Господень в Иерусалим

31 мая (13 июня) – Вознесение Господне

10 (23) июня – День Святой Троицы. Пятидесятница

Двунадесятые непереходящие праздники

6 (19) января – Крещение Господне. Богоявление

Сретение Господне 2 (15) февраля

25 марта (7 апреля) – Благовещение Пресвятой Богородицы

6 (19) августа – Преображение Господне

15 (28) августа – Успение Пресвятой Богородицы

8 (21) сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

14 (27) сентября – Воздвижение Креста Господня

21 ноября (4 декабря) – Введение во храм Пресвятой Богородицы

25 декабря (7 января 2014 года) – Рождество Христово

Великие праздники

1 (14) января, среда – Обрезание Господне и память святителя Василия Великого

24 июня (7 июля), вторник – Рождество Иоанна Предтечи

29 июня (12 июля), воскресенье – святых первоверховных апостолов Петра и Павла

29 августа (11 сентября), пятница – Усекновение главы Иоанна Предтечи

1 (14) октября, среда – Покров Пресвятой Богородицы

 

О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

 

Двунадеся́тые пра́здники (также дванадесятые праздники) — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизниИисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге Знаки праздников Крест в круге.svg. Имеют предпразднства, попразднства иотдания праздника.

В России до 1925 были также и гражданскими.

Перечень и типы праздников

Двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1(14) сентября):

Большинство двунадесятых праздников непереходящие, то есть имеют фиксированную дату. В зависимости от прославляемого, двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, причем Господские стоят выше Богородичных. В особенностях богослужения это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поётся одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники, сначала служится обычная воскресная служба. Кроме того, все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны, которые поются на Литургии в сам день праздника; великие прокимны(поются на вечерне в сам праздничный день)

Двенадцать великих праздников христианства и главнейший праздник — Пасха

Структура праздников

Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, имеют особые дни:

  • предпразднство — это дни, подготавливающие праздник,
  • попразднство — продолжение праздника,
  • отдание — заключительная точка в праздновании праздника, на богослужении повторяются основные моменты праздничной службы.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением:

Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства бо́льшей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.

Богослужение

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.

В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

На праздничном всенощном бдении всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местныесвятые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поётся особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о евангельском чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея. Этот обычай идёт с глубокой древности — это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поётся тропарь праздника.

Богослужебные особенности двунадесятых Господских праздников

Двунадесятых Господских праздников всего восемь:

  • Не переходящие: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение.
  • Переходящие: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница.

Особенности богослужения Господских праздников

  1. Служба Господского праздника будет одинакова в любой день седмицы.
  2. Если Господский праздник попадает на воскресенье или понедельник, то на Великой вечерне поется «Блажен муж», если со вторника по субботу, то «Блажен муж» отменяется.
  3. На литургии поются праздничные антифоны.
  4. На Малом входе добавляется входной стих в речь диакона перед Царскими Вратами, после этого «Приидите поклонимся» не поется, а поется тропарь праздника.
  5. Имеют особый отпуст.
  6. В день двунадесятого праздника вечером совершается Великая вечерня с вечерним входом и великим прокимном. Если праздник случится в субботу, то великий прокимен переносится с вечера дня праздника на вечерню самого праздника и читается на великой вечерне вместо рядового прокимна.
  7. В отдание праздника на Литургии читается один Апостол и одно Евангелие дня.

Богослужебные особенности двунадесятых Богородичных праздников

Двунадесятых Богородичных праздников всего четыре: Введение, Успение, Благовещение и Рождество Богородицы.

На эти праздники положено Всенощное бдение. Если праздник выпадает на будни дни и на субботу, то служится служба празднику, если на воскресенье, то происходит соединение двух служб — Богородичной и воскресной. Это происходит потому, что нельзя отменять господский праздник, которым является воскресный день, праздником меньшим, пусть даже и двунадесятым, так как Богородица не выше Христа.

Богослужебные особенности соединения Богородичной службы с воскресной

  1. На «Господи, воззвах» поются стихиры праздника.
  2. После прокимна вечерни («Господь воцарися, в лепоту облечеся») читаются паремии праздника.
  3. На литии трижды поется тропарь праздника.
  4. На «Бог Господь» воскресный тропарь поется дважды, на «Слава и ныне» тропарь праздника.
  5. Полиелейвеличание празднику с избранным псалмом и тропари воскресные по непорочных.
  6. Антифоны воскресные текущего гласа, но прокимен и Евангелие праздника.
  7. После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше»
  8. Воскресная стихира по Евангелии заменена стихирой праздника.
  9. Канон читается воскресный, Богородице и празднику.
  10. После 3-й песни Канона кондак воскресный, по 6-й Богородицы.
  11. Припевы по 8-й песни не поют, а читают «Честнейшую».
  12. «Свят Господь Бог наш» не отменяется.
  13. После Великого славословия тропарь только воскресный.
  14. На Литургии по входе «Воскресый из мертвых…», а не «молитвами Богородицы».
  15. Прокимен, Апостолаллилуиарий, Евангелие и запричастный стих — сначала воскресный, затем праздника.
  16. «Достойно есть» заменяется задостойником.
  17. На славлении после отпуста, или по заамвонной молитве, тропарь, кондак и величание праздника.

Иконография

Иконы двунадесятых праздников в храмах, где есть полный иконостас, принято размещать во втором снизу ряду, между местным и деисусным рядами; если храм освящён в честь одного из двунадесятых праздников, то соответствующая икона бывает и в местном ряду.

См. также

Использовалась ссылка на источник сайта Википедия.

Перейти к верхней панели