Записка «О Здравии»
Подается с просьбой совершить молитвы о физическом и душевном здоровье человека, о его благополучии. Сюда записывают всех живых крещенных людей, которым вы желаете здоровья, спасения и благоденствия.
Записка «Об Упокоении»
Подается с просьбой совершить молитвы об упокоении душ усопших людей. Церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства после отшествия из тела.
ο внесение имени живого человека в записку «об упокоении» никоим
образом этому человеку не вредит.
О ком можно подавать записки?
ο любой человек может быть упомянут в записке (не только родственник
или знакомый), при условии, что Церковные правила позволяют
подавать записку о нем.
О ком нельзя подавать записки?
Церковь не поминает следующих людей:
ο самоубийц;
ο не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
ο усопших, причисленных к лику святых:
• например: блаженная Матрона, блаженная Ксения.
Причина проста: находясь у Престола Божия именно они
молятся за нас;
ο убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены
в Православие.
Не следует подавать записки о них.
Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
ο при наличии официального медицинского заключения,
свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии
помешательства, в невменяемом состоянии;
ο и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное
поминовение:
• для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей
епархии. Только епархиальный архиерей может дать разрешение
на отпевание самоубийц;
ο отпевание без такого благословения будет самочинным
и непозволительным.
Возможное поминовение самоубийц дома:
ο Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию
близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно,
должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего
(имя человека)».
Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
ο если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику
на исповеди.
Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса:
ο вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания
с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь
припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже
молитва за него.
Порядок написания имен в поминальных записках:
ο желательно – разборчивым подчерком. Лучше всего – печатными
буквами;
ο имя пишется полностью, в т.ч. и детские имена, без сокращения
и уменьшительно-ласкательных форм;
ο имя поминаемого пишется в родительном падеже: о здравии,
об упокоении «кого?»;
ο все имена должны быть даны в церковном написании, т.е. так, как это имя
упомянуто в Святцах:
• если имени человека, о котором подается записка, нет в святцах
(не православное имя; имя, придуманное в советский период),
то (лучше заранее дома), перед подачей записки, вам
необходимо выяснить, был ли этот человек крещён в
Православие и, какое имя ему было дано при крещении.
Это имя и следует упоминатьв подаваемой вами записке;
• если выяснить имя, данное при крещении, не представляется
возможным, но вы точно знаете, что человек был крещен
в Православие, то можно указать его не православное имя
(светское) и рядом, в скобках, обозначить для священника
информацию о том, что поминаемый человек был крещен
— (крещ.);
• если вы не знаете полного христианского имени человека и
не уверены, был ли он крещен, воздержитесь вносить его имя
в записку до выяснения фактов. Тем временем поминайте его
в своих частных молитвах.
ο если вы хотите помянуть большее количество людей (более десяти),
пожалуйста, по возможности, подавайте несколько записок. Не очень
длинные записки священник имеет возможность прочитать
внимательнее.
Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
ο первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
• патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
ο далее следует имя вашего духовного отца — священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
ο затем перечисляются детские имена:
• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
ο теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские:
• ваши родители;
• свое имя;
• имена членов вашей семьи, близких и родных;
• имена ваших благодетелей;
• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
ο по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.
В какой период службы лучше всего подавать записки?
ο чтобы священник успел вынуть частицы в поминовение здравствующих
и усопших, записки следует подавать до начала Божественной
Литургии (т.е. до 9.00 утра), а еще лучше и правильнее – накануне,
с вечера (см. расписание).
Дополнительная информация, которую не следует указывать в записках:
ο не указываются:
• фамилии и отчества,
• звания и титулы,
• степени вашего родства;
ο не пишется «старица»/ «старец», а указывается конкретный титул
поминаемого вами священнослужителя;
ο в качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном
сокращении):
• воина;
• болящего — (болящ.);
• путешествующего – (путеш.);
• заключенного – (закл.);
• заблудшего – (забл.);
• страждущего – (стражд.);
• озлобленного – (озлоб.);
• учащегося – (учащ.);
• скорбящего – (скорб.);
• беременной (непраздной) – (непразд.).
ο в записках «Об упокоении» не пишут:
• убиенный и т.п. – такие записи не имеют значения для души
усопшего;
Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках:
ο в записках «Об упокоении» добавляют:
• новопреставленный — усопший в течение 40 дней после
кончины;
• приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) —
усопший, имеющий в этот день памятную дату:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего.
Сроки записок о поминовении в нашем Храме?
В нашем Храме вы можете подать записку:
ο о единоразовом поминовении;
ο о поминовении на срок: месяц, полугодие, год.
Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.
Какова дальнейшая судьба записок, после прочтения их священником?
Вечером все прочтенные за день записки сжигаются.
Записки подаются для поминовения:
ο на проскомидии. Подается обычная записка:
• «О Здравии»,
• «Об упокоении»;
ο на сугубой ектении. Подается заказная записка:
• «О Здравии»:
— за путешествующих или тяжко болящих
членов прихода,
— когда хотят помолиться об успешном
совершении благого дела.
• «Об упокоении»:
— только о новопреставленных и только на
заупокойной литургии;
— в воскресные дни, в праздники,
предпразднества и попразднества в день
памяти святого или праздник, когда
служится полиелей или славословная
служба, поминовение усопших «на сугубой»
не совершается;
ο на молебне. Подается заказная записка:
• «О Здравии»;
ο на сорокоусте. Подается заказная записка:
• «О Здравии»,
• «Об упокоении»;
ο на панихиде. Подается заказная записка:
• «Об упокоении».
Краткое описание поминовения на проскомидии:
ο Проскомидия — это часть Литургии, во время которой приготовляют
хлеб и вино для Таинства Причащения;
ο поминовение по обычным запискам происходит в Алтаре, без чтения
во всеуслышание;
ο сначала из пяти богослужебных просфор, после особых молитв,
священником вынимаются частицы и укладываются в определенном
порядке на дискос (круглое блюдо на подставке, символизирующее
ясли, в которых родился Спаситель):
• «Агничная» частица служит для Причащения;
• «Богородичная», вынимается в честь Божией Матери и кладется
по левую сторону от Агнца;
• «Девятичинные» частицы, вынимаются в честь святых:
— Иоанна Крестителя,
— пророков,
— апостолов,
— святителей,
— мучеников и преподобных,
— бессребреников,
— Иоакима и Анны
— и того святителя, имени которого
совершается литургия.
Они кладутся по правую сторону от Агнца, по три в ряд;
• из 4-ой просфоры вынимают частицы о живых — о Патриархе,
епископах, пресвитерах и диаконах;
• из 5-ой просфоры вынимают частицы об усопших —
Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.
ο затем в Алтаре читаются поминальные записки верующих и, после
прочтения каждого имени, священнослужитель вынимает частицу из
просфор (не богослужебных, а поданных верующими), говоря:
»Помяни, Господи, (указывается написанное имя)«. Эти частицы
также кладутся на дискос. Это – первое поминовение тех,
чьи имена написаны в поданных записках;
ο частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю
Церковь Христову, собравшуюся около Агнца;
ο следует помнить, что частицы, вынутые во время прочтения
поминальных записок, не служат для очищения грехов тех, кто эти
записки подавал. Они, после окончания Таинства Причащения, будут
внесены в потир (вместе с остальными частицами, вынутыми из 4-рех
богослужебных просфор). Находясь возле Тела Господня («агничной»
частицы), все они пропитаются Божественной кровью, исполнятся
святыни и духовных дарований – ниспосылая их тому, о чьих именах
возносились молитвы. Т.е верующие, имена которых написаны в
записках, получат благодать, освящение и отпущение грехов от
приносимой на Престоле очистительной жертвы.
ο т.о. во время поминовение живых и усопших именно в Церкви,
на литургии, происходит очищение Кровью Христовой грехов, которые
совершают и совершали поминаемые нами люди.
Просфоры, подаваемые на проскомидию:
ο каждая просфора двусоставна, в знак двух природ Христа: божественной
и человеческой; священник вынимает из одной просфоры частицы
и за здравие, и за упокоение;
ο таким образом, вы вполне можете заказать только одну просфору;
ο мнение, что для проскомидии необходимо заказывать две просфоры:
о здравии и об упокоении — это благочестивый обычай;
ο мнение, что чем больше закажешь просфор, тем лучше – ошибочное, т.к.
количество заказанных просфор не влияет на качество поминовения.
Сугубая ектенья:
ο ектенья не является сама по себе молитвой, это призыв к молящимся в
храме помолиться о том или ином случае, деле, человеке;
ο т.о. — заказывая поминовение «на сугубой», вы просите членов общины
помолиться о том или ином человеке, находящемся в обстоянии;
ο на записке необходимо написать:
• «Сугубая ектенья»;
• указать случай, по которому вы просите молитв общины:
новопреставленного/ой ,тяжко болящего/ей,
путешествующего/ей.
Краткое описание поминовения на сугубой ектении:
ο имена из заказных записок произносятся на молении вскоре после чтения
Евангелия;
ο начинается сугубая (усиленная) ектения:
• общий призыв к Богу, троекратное «Господи, помилуй!» Диакон
призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить)
вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»;
• в двух прошениях верующие усиленно просят Господа услышать
их молитву и помиловать их: «Господи, Вседержителю, Боже
отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и
помилуй. — Помилуй нас, Боже…»;
• все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о
священнослужителях (притче церковном) и о всей «во Христе
братии нашей», о властях и воинстве…;
• Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над
нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть
чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями),
прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого
храма сего;
• в последнем прошении диакон призывает помолиться о
плодоносящих и доброделающих (о благотворителях этого
Храма), труждающихся (для храма), поющих и предстоящих
людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости;
ο во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной
записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает
молитвы.
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя
имена из записок;
ο в определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об
умерших, в которой молятся за всех усопших, просят Господа простить им
все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях
праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в
своей жизни, умоляют Господа даровать усопшим Царствие Небесное,
где все праведные обретают покой.
Виды Молебнов:
ο Молебен — это усердная молитва о живых в различных житейских
нуждах.
ο Общественные молебны — совершаются в дни храмовых праздников, на
Новый год, перед началом учения детей, при
стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д.
ο Частный молебен – совершается по просьбам и нуждам верующих, т.е.
заказывается Вами. При этом не забудьте сказать в
Церковной лавке, какой именно:
• без водосвятия;
• или водосвятный — совершается малое
освящение воды, после чего она
раздается верующим.
ο Молебны могут совершаться до или после Литургии, а также после
утрени и вечерни (см. расписание).
Заказная записка о здравии с Молебном:
ο в дополнение к изъятию частицы из просфоры диакон гласно читает
имена поминаемых на ектений;
ο затем эти имена повторяет священник перед престолом;
ο после окончания литургии о них возносится молитва на молебне, особом
Богослужение, при котором:
• просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости;
• или благодарят Бога за уже полученные блага —
благодарственный молебен;
ο Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и
уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую
жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником,
нежели предоставлять тому умолять за нас Бога. .
Особенности заполнения записки на Молебен:
ο сначала указываю, кому возносится молебен:
• Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих
и др.);
• Божией Матери (разным Ее иконам);
• почитаемым святым;
ο затем пишется, о здравии он или об упокоении;
ο и теперь перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное
пение.
Панихида:
ο это заупокойная треба;
ο она совершается только по крещенным;
ο Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно
отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты,
отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.
Заказная записка об упокоении с Панихидой:
ο в дополнение к изъятию частицы из просфоры с называнием имен
усопших:
• диакон гласно произносит на ектений их имена,
• затем имена повторяет перед Алтарем священнослужитель,
• а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит
после окончания Литургии.
Заказная записка на Сорокоуст:
ο Сорокоуст — это молебен, который совершается Церковью ежедневно
в течение сорока дней с ежедневным изъятием частиц из
просфоры;
ο подается об упокоении или о здравии (особенно тяжелобольных);
ο как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по
смерти христианина.
Особенности Сорокоуста о Здравии:
ο в современной Православной Церкви в России укоренилась практика
заказа сорокоуста о живых;
ο такой Сорокоуст не упоминается ни в церковном Уставе, ни в церковных
Преданиях;
ο Православная Зарубежная Церковь в этом вопросе строго придерживается
Церковного Устава, совершая сорокоусты только о новопреставленных.