Омская Митрополия.
Омская и Таврическая Епархия.
Митрополит Омский и Таврический Владимир
![]()
одители его, Захария Васильевич и Мария Степановна, какие бы заботы и трудности их не обременяли — неопустительно посещали все праздничные и воскресные богослужения и всегда, с самого младенчества брали с собою в храм и своих детей. Не отменяемо было в семье и ежедневное утреннее и вечернее общее чтение молитвенного правила перед домашними иконами: святых образов в доме находилось немало.
О его будущем Божий Промысел решил иначе. Однако детское впечатление митрополит Владимир всегда хранил в своей памяти как предостережение, указывающее на особую ответственность священнослужителей перед Всевышним Судией.
В девятом классе у него появилась подростковая мечта — стать летчиком. Начал готовиться к поступлению в военное летное училище, собрал документы, прошел медкомиссию (в числе двух из пяти приехавших в это училище юношей-односельчан). Но мечта о самолетах не заставила Василия отказаться от посещения храма, участия в благочестивых обрядах. В церковной жизни села он был очень заметной фигурой, особенно при совершении венчаний, на которых он еще с мальчишества являлся «старшим шафером»: то шествовал с иконой впереди свадебных процессий, то верхом на коне, держа в руках калач, громко декламировал духовный стих о Священной Истории — от сотворения мира до наших дней; то, когда молодожены становились на колени перед святыми образами, — читал молитву на благословение брака, которая с древних времен читается в Православной Молдавии. Разумеется, такая его деятельность не могла быть не замечена «воинствующими атеистами». В школьной стенгазете постоянно появлялись под злыми карикатурами на Василия ругательные надписи. Но такая хула не подавляла, а лишь воодушевляла юношу на еще большее усердие в молитве, и на еще более частые посещения храма. Храм его спас от вступления в пионеры и комсомол. С тех пор, как мать Василия узнала, что он собирается стать летчиком, — глядя на него, она часто плакала: «Ты у меня единственный сын, самолеты часто падают, если разобьешься, с кем я останусь?». И Василий пожалел ее, пообещав что пойдет учиться в семинарию.
Конкурс поступающих в Одесскую духовную семинарию в 1958 году был очень большой: более трехсот абитуриентов на сорок мест. По конкурсу Василий не прошел: помешало недостаточное знание русского языка. Но неуспех на экзаменах и возвращение домой совсем его не расстроили, он был уверен, что в семинарии учиться будет. Той же осенью какой-то внутренний голос подсказал ему, — надо ехать в Одессу… Здесь выяснилось, что пять человек из поступивших в семинарию были отчислены по разным причинам, и Василия, произведшего на преподавателей благоприятное впечатление, приняли в число учащихся.
Одессу часто посещал и проводил там время отдыха Патриарх Алексий I (Симанский). Молодой иподиакон сблизился с келейником Патриарха, иеромонахом Платоном (Лобанковым), позже ставшим епископом Ташкентским и Среднеазиатским. Во время отлучек отца Платона Василий исполнял обязанности келейника при Его Святейшестве. Присмотревшись к нему, Святейший Патриарх однажды убежденно заметил: «Ты обязательно должен учиться в Академии. Из тебя будет хороший монах и хороший пастырь для нашей Церкви». Быть может, именно после этих слов судьба Василия выстроилась окончательно и бесповоротно.
Странные ощущения тут же возникли у него, — посвященному иноку в течение трех дней молившемуся в храме, временами чудился грохот, звон падающих и разбивающихся стекол. Он будил своего брата по постригу, иеродиакона Стефана Смычникова, звал его посмотреть на причины шума, но ничего не оказывалось, все окна в храме были целыми. 1 августа 1965 год митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым), — будущим Святейшим Патриархом — монах Владимир был рукоположен во иеродиакона, а 4 февраля 1966 года ректором Московской Духовной академии епископом Филаретом (Денисенко) — во иеромонаха.
Наставником иеромонаха Владимира в иноческой жизни стали духовник Лавры схиархимандрит Серафим, имевший опыт подвижничества на Святой Горе Афон, и архимандрит Тихон (Агриков), обучавший новоначального инока молитве Иисусовой. Умное делание стало не только келейной практикой иеромонаха, но вошло в сферу его богословских интересов: кандидатскую работу в Академии он пишет на тему: «Исихатские споры в XVI веке в Византии», тщательно изучает творения святых отцов: особенно привлекают его труды святителя Григория Нисского, а также святителя Василия Великого и Григория Богослова.
В 1967 году учеба в Московской Духовной академии была закончена. За Божественной Литургией, знаменовавшей торжественный выпускной акт, новый кандидат богословия был удостоен своей первой церковной награды: наперсного креста. По-прежнему пока оставаясь в Троице-Сергиевой Лавре в качестве помощника наместника обители, архимандрита Платона (Лобанкова), иеромонах Владимир продолжал выполнять различные послушания, как в священнослужении, так и административного характера. Между тем, вот уже почти два года власти города упорно отказывались прописать его в качестве насельника Лавры и пытались выдворить из монастыря. Вопрос был решен только в 1969 году, после зачисления иеромонаха Владимира в аспирантуру Московской Духовной академии: требуемая прописка была наконец получена.
В 1970 году Священноначалие направляет иеромонаха Владимира в Иерусалим в качестве члена Русской Духовной Миссии, однако в визе ему отказывают, поездка срывается… Впоследствии, когда выезд за рубеж ему все-таки разрешили, — за труды по укреплению связей между братскими Поместными Церквями он удостоится многих наград: от Иерусалимской Церкви — ордена Гроба Господня I степени; от Антиохийской — ордена святых первопрестольных апостолов Петра и Павла; от Грузинской — ордена святой равноапостольной Нины; от Чехословацкой — орденов святых равноапостольных Кирилла и Мефодия III, II (дважды) и I степеней. Наградят его также своими медалями Элладская и Кипрская Церкви. Получит он и светские государственные награды: орден «Дружба народов» (СССР), «Дружба» (Чехословакия), «Дустлик» («Дружба», Узбекистан, 2000 г.) и медаль «Данк» («Слава», Киргизия, 2000 г.). В 1971 году иеромонах Владимир успешно окончил аспирантуру Московской духовной академии, возведен в сан игумена и назначен членом ОВЦС по протокольным вопросам.
Только в 1975 году в составе делегации, возглавляемой митрополитом Тульским Ювеналием (Поярковым), ныне митрополитом Крутицким и Коломенским, игумен Владимир посетит Дамаск, чтобы участвовать в освящении дома представительства Московского Патриархата при Антиохийском Патриархате. В том же году в составе паломнических групп посетит Святой Град Иерусалим и Румынию, а в следующем — Болгарию, Грецию и Святую Гору Афон. 1976 год принес игумену Владимиру новую почетную награду — крест с украшениями.
Позже очень многие среди немалого числа добрых качеств архиепископа Владимира, будут отмечать его умение ставить перед собой задачи и упорно добиваться намеченной цели. Но в 1978 году это его качество особенно ярко проявилось, быть может, в первый раз. Первой его задачей, исполненной здесь, должно было стать открытие Представительства Московского Патриархата в Чехословацкой Церкви. Во многом благодаря именно его усилиям Петро-Павловский храм в Карловых Варах со всем его имуществом был передан Московской Патриархии в качестве подворья. Для участия в торжествах, посвященных этому событию, в Чехословакию прибыл митрополит Ленинградский Антоний (Мельников). За Божественной Литургией, совершившейся 1 апреля 1979 года в храме новосозданного подворья, Высокопреосвященнейший митрополит возвел игумена Владимира в сан архимандрита. Близко к сердцу принял архимандрит Владимир заботы братской Чехословацкой Церкви. Более тридцати лет не имела епископа Оламоуцкая епархия. И теперь он поднял этот вопрос. В итоге — Блаженнейший митрополит Дорофей принимает решение о назначении епископа на Оламауцкую кафедру; при этом архимандриту Владимиру предложено возглавить эту или Михайловскую епархию Чехословацкой Православной Церкви. Однако тот отказывается от архиерейской хиротонии, считая себя еще не готовым к святительскому служению. Он продолжает развивать братские связи между Церквями: организует группы чехословацких паломников в Россию и группы русских верующих для посещения чехословацких святынь. В те же годы включается в состав делегации Русской Православной Церкви для участия во многих международных конференциях; посещает Германию, Польшу, Болгарию, Венгрию, Кипр, Грецию. Поездки обогащают опытом общения, укрепляют в верности Святому Православию, истинность которого проявляется для него все ярче при близком знакомстве со взглядами представителей других конфессий. Приход Петро-Павловского храма в Карловых Варах, вверенного настоятельству архимандрита Владимира, составляли православные волынские чехи и русские эмигранты. Чтобы иметь возможность узнать паству и наставлять прихожан в истинах веры, он начал изучать чешский язык. Оказались и среди прихожан люди, появление которых в храме для архимандрита Владимира стало неожиданностью. Выяснилось, что и высокопоставленные чиновники, отдыхающие на престижном чехословацком курорте, делали карьеру, тайно стремясь заручиться и помощью Матери Церкви. От многих из этих духовных детей, как и от верующих в правительственных кругах ЧССР, архимандрит Владимир получил финансовую поддержку при реставрации храма в Карловых Варах. Красивый старинный храм во имя святых апостолов Петра и Павла в Карловых Варах, построенный еще в прошлом веке, ко времени настоятельства архимандрита Владимира обветшал и требовал художественного восстановления. Благолепию храма вредило и то, что он не имел росписей. В 1981 году архимандрит Владимир добивается разрешения на его реставрацию. Но большинство средств собранные для этого, остаются в СССР, — переправлять пожертвования в Чехословакию было делом трудным и рискованным. Вывоз крупных денежных сумм в зарубежную (пусть даже и «братскую социалистическую») страну мог повлечь за собой серьезные обвинения и соответствующую кару. Но благая цель должна была быть достигнута. И архимандрит Владимир добивается разрешения на выезд четырех художников из Москвы в Чехословакию для росписи храма святых апостолов Петра и Павла в Карловых Варах и договаривается с ними об оплате за работу советскими деньгами. В 1985 году архимандрит Владимир за заслуги в развитии дружественных отношений между народами был награжден Грамотой Правительства Чехословацкой Республики.
В 1987 году в Карловых Варах праздновалось 90-летие Петро-Павловского храма. Но это был уже как будто совсем иной храм. Попечением епископа Владимира его здание было тщательно и бережно отреставрировано: купола храма и колокольни — позолочены, появились яркие росписи, сделанные московскими иконописцами. Был отреставрирован, расширен и приведен в идеальный порядок приходской дом, бывший до того в запустении. Сам же Преосвященный Владимир — к этому юбилею — написал историю вновь восстановленного и украшенного здания, а также подготовил книгу-альбом «Храм святых апостолов Петра и Павла подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах», издав ее на русском, чешском, немецком и английском языках. В торжествах приняли участие Блаженнейший митрополит Пражский и Всея Чехословакии Дорофей и делегация Московской Патриархии во главе с митрополитом Минским и Белорусским Филаретом (Вахромеевым), председателем ОВЦС Московского Патриархата. В подворье состоялась конференция с представителями государства и всех конфессий Чехословакии.
За прекрасную организацию этих торжеств Святейший Патриарх Пимен наградил епископа Владимира орденом святого Равноапостольного князя Владимира I степени. Наградой ему стала и возможность совершить паломничество на Святую Землю.
За заслуги перед Матерью-Церковью архимандрит, епископ, а затем архиепископ Владимир был удостоен награждения орденами святого равноапостольного великого князя Владимира III, II и I (дважды) степеней; преподобного Сергия Радонежского III и II степеней; благоверного князя Даниила Московского III и II (дважды) степеней; в 2000 году – орденом святителя Иннокентия, Митрополита Московского, II степени. Дальнейшее его служение в Чехословакии не было долгим; всего несколько месяцев. Затем снова Москва и — Указ Священного Синода о назначении епископа Владимира на должность заместителя председателя ОВЦС. В 1989 году он является начальником штаба по празднованию 400-летия установления Патриаршества на Руси. В последующие два года (1988-1990 гг.) он близко познакомится с руководством Русской Православной Церкви, с ее внутренней и внешней жизнью, а многочисленные зарубежные поездки этого периода дают возможность углубить понимание духовных процессов, происходящих в мировом сообществе.
В Среднюю Азию епископ Владимир прибыл после паломничества в Грецию и на Святую Гору Афон, где стояла тридцатиградусная жара и было трудно дышать… В Ташкенте же оказалось еще жарче — + 40, однако дышалось здесь намного легче, и это казалось добрым предзнаменованием. Приехав в канун праздника Успения Божией Матери уже наутро владыка служил Литургию в Ташкентском Свято-Успенском кафедральном соборе. Благоговейность и ревностность ташкентской паствы, для встречи престольного праздника и нового архипастыря, заполнившей весь храм и двор собора, произвели отрадное впечатление. Они вселяли надежду, что и в это время политических смут, вызванных «перестройкой», когда активизируются подрывные силы, ради достижения власти или корысти спекулирующие на национальных чувствах, — Истину Любви и Веры удается не только отстоять, но и еще более укрепить. Никто не знал, что путь к этому будет нелегок.
Острая нужда в духовенстве, которую испытывала вся Русская Православная Церковь, в Среднеазиатской Епархии была особенно тягостной: на 56-ти имевшихся в Епархии приходах не хватало 35-ти священнослужителей. Более того, значительная часть здешнего духовенства тоже поддалась отъездным настроениям. Некоторые просто бежали в Россию даже без отпускных грамот. Упорно высказывалось мнение, что Среднеазиатскую епархию «вообще надо закрывать», поскольку здесь, якобы, «скоро не останется ни пастырей, ни паствы». В таких условиях Владыка Владимир не утратил ни христианского мужества, ни твердого упования на Промысел Божий. В первый же год своего служения архипастырь объехал все приходы вверенной ему необъятной епархии. Потом, позже такие объезды станут для него ежегодными. А в те смутные дни они были особенно важны. Повсюду он вносил благое успокоение в души верующих, призывая не поддаваться ложным слухам и уповать на милость Всемогущего Господа. К великому счастью, Республики Средней Азии возглавили Правительства, стремящиеся к мирному созиданию, установлению в своих странах межнационального и межрелигиозного согласия, всенародного единства. Оценив благотворность деятельности Православной Церкви, руководители среднеазиатских государств проявили в отношении к ней не просто терпимость. Они начали оказывать добрую и действенную помощь православной епархии. Традиционная для края взаимная доброжелательность мусульман и православных христиан, вопреки попыткам московских журналистов запугать людей «исламской угрозой», укрепилась еще более. В установлении добрых отношений среднеазиатских властей и мусульманских народов к православным верующим была огромная заслуга архипастыря. По отзывам представителей различных слоев общества: не столько опыт церковной дипломатии, сколько, прежде всего, очевидная искренность любви ко всем людям явилась тем качеством, которое открыло перед архиепископом Владимиром двери и правительственных резиденций, и государственных учреждений, и духовных управлений мусульман.
Все годы своего пребывания в Средней Азии архиепископ Владимир не устает знакомиться с трехтысячелетней историей края, с учением Ислама, составляющего здесь религию коренного народа, знакомится основательно, как подобает ученому-богослову. Уникальный опыт добрососедства православных и мусульман, накопленный в этом краю за многие века совместного существования, стараниями архиепископа Владимира были упрочены и развиты. о межреспубликанскому телевидению транслировался цикл бесед главы Православной епархии с мусульманскими главами и исламскими учеными. В них утверждались общие для всех ценности нравственности и справедливости. В 1995 году по почину архиепископа Владимира в Ташкенте состоялась международная христианско-мусульманская конференция «Совместно жить под одним небом», в которой участвовали православные священники епархии, представители ОВЦС Московского Патриархата, духовные главы мусульман стран Центральной Азии, представители Правительств Среднеазиатских Республик, а также делегации Всемирного Совета Церквей. Было принято совместное «Обращение к мусульманам и православным христианам Центральной Азии», главная суть которого в словах: |
Мы свидетельствуем, что мусульмане и православные Центральной Азии живут в согласии, взаимном дружелюбии и милосердии… Корни доброго соседства Ислама и Православия уходят в древнюю историю, между нашими религиями в этом благодатном краю никогда не было недоразумений и конфликтов… Мусульмане и православные видят своей задачей создание процветающих, высоконравственных, духовно просвещенных обществ в своих родных государствах Центральной Азии». На этой же встрече говорилось о необходимости совместного противостояния сектам иностранного происхождения, чья деятельность в регионе носит характер провокации, ведет к межрелигиозным и межнациональным конфликтам.
Для еще большего сплочения духовенства и утверждения Соборности в 1991 году архиепископ Владимир выступил с идеей проведения общеепархиальных съездов. Однако задуманное осуществилось не в полной мере, — состоялось лишь два таких съезда, затем, из-за дороговизны транспорта, валютных барьеров, иных сложностей современности, пришлось ограничиваться проведением съездов духовенства Республик и собраний благочинных; они проводятся по несколько раз в год.
Архиепископ Владимир почти что все время в дороге. В долгих, порою изнурительных поездках… По собственным словам архипастыря: «приходится постоянно находиться то в машине, то в воздухе». Епархиальный автомобиль Владыка превратил в «храм на колесах»: в дороге вместе с сопровождающими его священнослужителями он совершает молебны, читает каноны и акафисты.
Посетив более 30 стран мира, Владыка часто в своих проповедях рассказывает и о духовной жизни разных государств. Просветительство духовное, и, как ни странно, вполне светское — у него слишком велик житейский, жизненный и фактологический опыт, чтобы им, во благо, не поделиться с другими — стало почти основною чертой его характера. В 1999 году он, например, принимает самое активное участие в Конференции, проводимой под эгидой ЮНЕСКО, — «Центральная Азия как регион взаимодействия мировых культур и религий».
В 1996 году Ташкентская и Среднеазиатская епархия Русской Православной Церкви праздновала свое 125-летие; торжества возглавил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, назвавший этот юбилей «событием не только для жителей Средней Азии, но и для всей Русской Православной Церкви» и высоко оценивший труды архиепископа Владимира по устроению епархии. В праздновании приняли участие сотни тысяч верующих из всех среднеазиатских приходов. В дни торжеств Святейший Патриарх имел продолжительные беседы с Президентом Узбекистана И. Каримовым, Президентом Кыргызстана А. Акаевым, мусульманскими главами, совершил освящение возрожденных за последние годы величественных соборов в Самарканде и Кара-Коле, посетил многие приходы Узбекистана и Кыргызстана, которые упрочили свое положение и вдохновили верующих на новые труды во славу Божию. |
|
1991 году архиепископ Владимир основывает епархиальную газету «Слово жизни», а также учреждает издательский отдел, выпускающий молитвословы и брошюры катехизического характера.
Хотя с 1980 года проповеди и статьи Владыки Владимира регулярно публиковались в «Журнале Московской Патриархии», особенно много трудов им создано в Средней Азии. Толчком к тому послужило желание улучшить епархиальную газету, на страницах которой затем были опубликованы принадлежащие его перу полные циклы проповедей церковного годичного круга, слов на Утренние Евангелия, Великопостных наставлений, а также слова в дни памяти особо чтимых святых.
Сотрудничество архиепископа Владимира с «Журналом Московской Патриархии» тоже не прервалось, — ряд проповедей, а также статья «Стояние перед Господом за всех нас» (о Святейшем Патриархе Алексие II) были опубликованы в газете «Православная Москва». Среди выступлений в светской прессе: цикл статей, посвященный отношениям Руси с Золотой Ордой, подготовленных для журнала «Звезда Востока», статья об охране мира Божия (журнал «Экологический вестник Узбекистана»), опубликованное в 1994 году «Открытое письмо протоиерею Зарубежной Церкви о. Виктору Потапову (газета «День»), вызвавшее большой резонанс за рубежом.
В 1998-2001 гг. вышли четыре тома книги «Слова в дни памяти особо чтимых святых» («Издательство Московской Патриархии»), а также «Врата покаяния»(издательство Сретенского монастыря в г. Москве). В 2000 году вышла книга «Большой полет крылатого коня (Духовное наследие Туркменистана и его христианские традиции)», изданная издательством Холдинга «Совершенно секретно». В этом же году вышли две брошюры «…А друзей искать на Востоке» и«Побеждено добром будет» (Издательство Художественно-производственного отдела Ташкентской епархии). В 2001 году вышла книга «Собиратель Русской Церкви» под общей редакцией архиепископа Владимира и книга «Слово, растворенное любовью» (Издательство Московской Патриархии). В 2002 году – «Земля Потомков Патриарха Тюрка (История христианства в Киргизии)» (Издательство Московской Патриархии), «Проповеди на воскресные Евангельские чтения», а также «По стопам апостола Фомы (История христианства в Центральной Азии в двух томах)» (Издательский Совет РПЦ). Среди неопубликованных работ двухтомник «Доклады, речи, интервью». В настоящее время продолжается издание книги «Слова в дни памяти особо чтимых святых».
В 1990,1991, 1997, 1998, 2000 и 2001 гг. архиепископ Владимир являлся временным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.
В 2002 году архиепископ Владимир был возведен в сан митрополита.
Основой успешного служения Церкви и народу Божию Владимир считает молитву, утверждая: «Без молитвы невозможна ни духовная, ни внешняя — административная, хозяйственная или любая иная деятельность священнослужителя. Без молитвы человек пуст, он превращается в медь звенящую, становится духовно низок и теряет способность совершать истинно благие дела. Только молитва просвещает, обогащает, укрепляет и дает силы для плодотворной деятельности на ниве Божией».
ссылка с источника: http://omsk-eparhiya.ru/main/Vladika/biography.htm